19:25
Как зарабатывают социальные сети?
Примеры простых программистов, типа Павла Дурова или Марка Цукерберга, за короткий период времени ставших богатыми и знаменитыми, будоражит умы многих. Как им удается зарабатывать и можно ли повторить их успех? Реклама

Реклама - первое, что приходит на ум в рассуждениях о монетизации любого интернет-проекта, кроме тех, которые специально созданы непосредственно для интернет-коммерции (магазины, сервисы и т.п.). Будучи изначально «двигателем торговли», реклама, во многом стала и двигателем Интернета, позволив развиться многим замечательным сервисам и сайтам.

Социальные сети продают рекламу и позволяют своим участникам продавать рекламу. Имея огромную посещаемость, объединяя сотни тысяч пользователей, социальные сети имеют большое преимущество для рекламодателей, позволяя получить иногда уникальные настройки таргетинга для выделения нужной аудитории. И баннерная и контекстная реклама в социальных сетях может быть весьма эффективным инструментом при правильном подходе. Некоторую проблему в выделении аудитории представляют собой фейковые аккаунты, которые портят общую статистику, но, во-первых, фейки не кликают на баннеры и эта ошибка может быть в рамках заранее оговоренной погрешности, а во-вторых, социальные сети тоже стараются бороться с этим явлением. В пример можно привести «ВКонтакте», которая, то закрывает свободную регистрацию, то открывает, но по номеру телефона. В настоящее время «фабрики виртуалов» - ботов, которые генерируются специальным софтом в социальных сетях, работают преимущественно на рынок маркетинга в социальных медиа (SMM). Недобросовестные компании и фрилансеры, которые ведут группы и страницы клиентов в социальных сетях, могут «набивать» их такими виртуалами, показывая клиенту рост аудитории. Подобное практикуется не только потому, что фирмы не хотят работать честно, но и по причине неадекватной оценки эффективности результатов SMM-кампаний, когда в брифе изначально прописываются цели, вроде, «прирост участников сообщества 1000 пользователей ежемесячно». В попытках заполучить клиента «сммщики» принимают или даже навязывают такие цифры, а клиенты, при недостатке маркетинговых исследований этого рынка, удовлетворенно соглашаются.

Рынок SMM для социальных сетей является скорее спутниковым. Соцсети зарабатывают не на SMM, а благодаря ему. Когда необходимо раскрутить группу или страницу клиента, то на контекстную рекламу порой выделяются серьезные бюджеты.

И все же, основной рекламный доход социальных сетей - это таргетируемая реклама. Например, ежемесячный доход «ВКонтакте», который в интервью российскому сайту Forbes озвучил вице-президент компании Илья Перекопский, составляет $ 8-9 млн, 60% из которых поступает благодаря таргетируемый рекламе. 30% доходов приносят дополнения, остальное - другие сервисы. Общая сумма доходов «Вконтакте» в этом году ожидается на уровне $70 млн - вдвое больше, чем в прошлом году. В январе 2011 года «Вконтакте» отказалась от графических баннеров, а также самостоятельно занялась продажами рекламы на своем сайте. Это положительно отразилось на доходе и сегодня финансовая модель компании - это заработок на таргетируемой рекламе и приложениях.

Facebook зарабатывает на рекламе вообще фантастические доходы. Согласно оценкам eMarketer в 2011 году социальная сеть может заработать до $4,05 млрд на онлайн-рекламе. $2,19 млрд. из этой суммы будут заработаны в США, а $1,86 млрд. - за пределами страны.

При этом, в прошлом 2010 году социальная сеть, по оценкам, заработала на рекламе $1,86 млрд., из которых $1,21 млрд. приходится на США, а $0,65 млрд. - на продажи рекламы вне страны. С 2009 по 2012 годы компания может увеличить выручку от продажи онлайн-рекламы почти семикратно - на 678%.

Twitter, по оценкам той же компании, в этом году может заработать порядка $150 млн (выручка от продаж онлайн-рекламы). Большая часть этой суммы будет поступать от клиентов из США ($140 млн.), а "зарубежная" выручка может составить до $11 млн.

Как отмечают авторы исследования, это более чем трехкратный рост по сравнению с результатами прошлого года. При этом, по подсчетам, ресурс увеличит выручку в 2012 году по сравнению с 2010 более чем вчетверо (на 456%).

Впечатляют не только данные о доходах, но и прогнозы аналитиков. Социальные сети все больше оттягивают на себя рекламные бюджеты на Интернет. И, несмотря на это, они не отказываются и от других моделей монетизации.

Приложения и платные сервисы

Приложения и игры - еще один способ извлечения прибыли из социальной сети. Его доля в общей структуре доходов меньше, чем рекламная, но также постоянно растет. Успех этой модели монетизации обусловлен тем, что приложения являются продуктом тех же пользователей, с которыми сеть делится доходом. Социальная сеть в данном случае выступает, как супермаркет, который предоставляет свои посещаемые площади поставщикам товаров и берет себе процент с каждой продажи.

Самые популярные приложения - это игры. Созданы они таким образом, что бесплатно достичь высоких показателей игры - невозможно. Необходимо покупать виртуальные товары. А приложения на основе популярных азартных игр изначально подразумевают реальные траты.

По подсчетам аналитиков GreenCrest Capital Management, производитель игр FarmVille и CityVille заплатит 100 млн долл. за рекламу в соцсети, а также отдаст Facebook 30% дохода от продаж виртуальных товаров в приложениях. Эта сумма составит 400 млн долл. Выручка от игровых приложений Zynga составляет около 10% в структуре доходов соцсети Марка Цукерберга, полагают аналитики.

Приложения - это хорошая альтернатива платным сервисам, которые раздражают пользователей. Достаточно вспомнить агрессивную политику внедрения платных сервисов в «Одноклассниках» в 2008-2009 годах, которая началась с платного лимита фотографий, а закончилась платной регистрацией в социальной сети. Все эти шаги тогда существенно поколебали лояльность к «Одноклассникам», многие в знак протеста удаляли свои аккаунты и объявляли о переходе в «ВКонтакте», который тогда активно наращивал аудиторию.

В 2009 году было объявлено, что «ВКонтакте» заработал на игре "Счастливый фермер" $10 млн и в «Одноклассниках» поняли куда нужно двигаться. Весной 2010 года «Одноклассники» открыли игровой раздел, в котором появились игры и онлайн-приложения независимых разработчиков. За счет размещения рекламы непосредственно в самом приложении, а также за счет платного доступа к играм и продажи виртуальных игровых атрибутов, разработчики и социальная сеть начали зарабатывать. Сейчас в «Одноклассниках» 74% выручки приходится на дополнительные платные сервисы, лишь 26% - на рекламу.

В ноябре 2009 года соцсеть Мой Мир@Mail.Ru тоже оценила это направление, как перспективное и не пожалела об этом. Тогда соцсеть объявила, что будет выплачивать разработчикам 100% заработанных ими средств. Только в феврале этого года компания разослала разработчикам индивидуальные письма, где объявила, что отныне будет забирать себе комиссию в 30% с дохода приложения. При этом было указано, что эти условия - самые выгодные в настоящее время среди всех русскоязычных соцсетей, т.к. соцсети «Одноклассники» и «ВКонтакте» берут 50% дохода от приложений. Можно еще вспомнить, что после слияния с производителем игр Astrum Online 47% выручки компании Mail.Ru стали приносить игры и только 44% - реклама.

Как упоминалось выше, для «ВКонтакте» сегодня - это около $3 млн ежемесячно. На платформе функционируют около 7 тысяч приложений, больше половины из них - игры.

Еще более впечатляющей является статистика по структуре доходов в крупнейшей китайской социальной сети Qzone. Лишь 12% дохода сети Qzone приходится на рекламу - остальное - это продажи виртуальных товаров, включая различные приложения и аватары (данные 2010 года).

И реклама и приложения и даже платные сервисы - это статьи дохода социальных сетей, которые, по прогнозам аналитиков, будут только увеличиваться. Помешать этому может только какая-то новая глобальная интернет-мода. В связи с появлением социальной сети Google+ , ряд аналитиков уже высказали предположения, что этот рынок начинает вступать в стадию, которую условно можно назвать перенасыщением. Невозможно всем быть активными сразу во всех социальных сетях. Пользователи начнут выбирать и возможно, в итоге, выберут что-то совершенно другое, что часто преподносится, как Web 3.0. Но до этого, судя по всему, еще далеко.

Просмотров: 290 | Добавил: melanidl4g | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar